Учитель — это навсегда

Ветерану педагогического труда, члену коммунистической партии Советского Союза Марии Николаевне Евсеевой (урождённой Стёпченковой) совсем недавно исполнилось 75 лет. Она не один десяток лет честно преподавала в Селиховской средней школе и воспитывала детей своих односельчан.

«Не на словах, а по вещей традиции, которая завтрашней жизни под стать, учителем надо будет родиться. И только после этого стать!» — эти строки Роберта Рождественского в полной мере применимы к бывшему учителю Селиховской школы Марии Николаевне Евсеевой. В постперестроечное время на наших глазах изменяется страна, изменяется школа. Жизнь современного учителя не менее динамична, чем жизнь общества. Профессия педагога требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества, и радует то, что, несмотря на сложности и трудности, находятся люди, которые выбирают для себя в этой жизни тернистый путь учителя. И хотя Мария Николаевна довольно давно на заслуженном отдыхе, сердце её по — прежнему в родной Селиховской школе. Часто снятся уроки, которые проводила в недалёком прошлом. Мальчишки и девчонки, ставшие давно взрослыми людьми, приходят всё так же в класс, только уже в снах пожилого педагога.

«...возьми свой посох

и иди»

Максимилиан Волошин сказал: «Жизнь — бесконечное познание. Возьми свой посох и иди!». Много лет шла с посохом учительской работы Мария Николаевна Евсеева. Эти слова относятся к ней в полной мере.

Сразу после окончания Знаменской средней школы Мария попыталась поступить в Орловский педагогический институт. Но удача отвернулась от девушки, и она, не долго размышляя, пошла работать на Орловский радиоламповый завод «Малютка». Здесь она вступила в ряды коммунистической партии Советского Союза. Без всяких протекций и блата, только с четвёртой попытки, через подготовительное отделение, Маша Стёпченкова вплотную приблизилась к своей заветной мечте. Пролетели годы учёбы. Защита диплома и вновь испечённые учителя получают направления на работу в школах страны Советов.

— Мне хотелось поработать в каком — нибудь из лесных населённых пунктов, пожить в лесу. Очень мне нравился лес, — рассказывает Мария Николаевна. — Мне пошли навстречу. Получила направление в Комаричский район Брянской области. Он находится на границе лесостепи и леса. Предложили мне работать заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и вести уроки русского языка и литературы.Невероятно хороший там был народ. Вежливый, любящий, всегда готовый прийти на помощь.

Хоть иногда и ругала ребят Мария Николаевна, но они любили свою учительницу, за требовательность, за хорошее знание предметов преподавания, за уважительное отношение к ним как личностям. Три года трудилась девушка в этой замечательной школе. Очень не хотелось ей уезжать из этого населённого пункта, но судьба распорядилась иначе. В один из прекрасных и солнечных дней случилось несчастье. Резкая боль в низу живота пронзила всё существо учителя. Встревоженные ученики вызвали взрослых, те пытались позвонить в скорую помощь, но всё безрезультатно. Директор школы сказал, что едет в сторону Комаричей на лошадке и может взять её с собой. Машу усадили на конную телегу и тронулись в путь. Телегу трясло немилосердно, ведь была она на деревянных колёсах, закованных в железный обод. Маша практически всю дорогу почти висела на руках, стараясь хоть как-то уменьшить боль от тряски. Шесть километров немилосердной тряски по бездорожью и выезд на главную дорогу. Директор отпускает конную упряжку, Мария ждёт автобуса, а его всё нет и нет. Боли не прекращаются, присесть некуда — кругом грязь и подстелить нечего. Кое — как примостилась на маленькую сумочку. Около пяти часов промаялась девушка на дороге. Пришёл автобус, Маша примостилась на переднем сиденье. Водитель автобуса, видя страдания и прислушавшись к мольбам девушки, доставил её на станцию скорой помощи Комаричской центральной больницы. Врачи в прямом смысле слова начали бороться за её жизнь. Два хирурга оперировали Марию Николаевну. Им сопутствовал успех. Вытащили девушку с того света. До сих пор Мария Николаевна благодарна этим замечательным врачам за высокий профессионализм, за спасение её жизни. Обессиленной и едва живой выписалась из больницы. В 1977 году на поправку уехала домой, в родное Селихово.

На малой родине

В Селиховской школе приняли Марию Николаевну хорошо. Сначала преподавала географию, затем вела другие предметы, долгое время трудилась завучем. Разные были у неё ученики: и мальчишки- тихони, и такие, как «оторви да брось». Но справлялась и с ними молодая учительница.

— Марию Николаевну отличали деловитость, энергичность, требовательность к себе и окружающим, большая эрудиция, отличное знание своего предмета, педагогическое мастерство, — так отзываются о ней её бывшие ученики. — Её уроки всегда наполнены не только напряжённым учебным трудом, но и радостью познания. Сколько душевных сил и энергии отдала она нам — своим ученикам, научив правильно и просто разбираться не только в законах ведущих Марией Николаевной предметов, но и во многих законах жизни. Рядом с ней мы получали колоссальный заряд бодрости. Глядя на неё, нам так же, как и ей, тоже хотелось идти вперёд.

Молодость брала своё, потихоньку возвращалось здоровье. А в один из прекрасных дней в совхозе «Селиховский» появился парень — ветеринарный врач из Смоленской области. После окончания ветеринарной академии имени Скрябина прибыл на работу Сергей Демьянович Евсеев. Учился он вместе с Алексеем Николаевичем Гришаевым и, как утверждает Мария Николаевна, были они друзьями. Алексей Гришаев очень хотел, чтобы Евсеев трудился в совхозе «Россия». Но что—то не срослось, и Сергей оказался в Селихово. Тогда—то и завязались отношения между молодыми людьми, и в июле 1982 года образовалась новая семья. Свидетелями при росписи молодых людей были председатель Селиховского сельсовета Мария Овечкина и директор совхоза «Россия» Алексей Гришаев. Мария взяла фамилию мужа. Жили молодожёны в родительском доме Марии Николаевны.

— Я тогда сказала Серёже, что никуда из родительского дома, из Селихово, не поеду, — вспоминает Евсеева.- Уж очень крепко привязана я к родному селу, к своему маленькому, уютному дому.

Молодая ячейка общества оказаласьтрудолюбивой, настоящей сельской семьёй. Завели мелкий рогатый скот, двух коров. А это дополнительная серьёзная нагрузка не только на учителя, но и ветеринарного врача тоже. Сено заготавливали под Муратово, ходили туда пешком. Потом надо было умудриться его доставить до дома, заскирдовать. Работы было невпроворот. После учебного дня, работы по заготовке кормов и ухода за животными, до полуночи, а иногда и гораздо позже, надо было проверять тетради, готовить планы уроков на следующий учебный день.У Сергея Демьяновича работы было тоже невероятно много. Кроме огромного количества совхозного скота, ему приходилось часто осматривать и лечить домашний скот односельчан. Это занятие отрывало от домашних дел уйму времени. Но, тем не менее, минимум часов находилось и для дома.

Рождение дочери

и дела домашние

Несколько позже в семье произошло радостное событие — на свет появилась дочурка Светлана. Счастливые родители трудились, как говорится, не покладая рук. Светлана подрастала. Незаметно летело время. Вот уже и выпускной класс, Света выходит во взрослую жизнь. Училась девчонка практически на отлично, но мама по русскому языку поставила Светлане четвёрку.

— Я, конечно, могла ей поставить пятёрку и она получила бы золотую медаль, но ведь я знала, что Света до пятёрки не дотягивает и поставила четыре балла,- рассказывает Мария Николаевна.- Не смогла перешагнуть через себя, даже в отношении своей любимой дочери.

В это время Сергей Демьянович и Мария Николаевна строили новый дом. Осталось совсем немного — довести до ума отделочные работы. Но Света поступила в вуз и надо было материально помогать ей учиться. Так и осталась кухня в ретро — стиле — с неприкрытыми бревенчатыми стенами. Но сейчас это модно. Хотя Светлана не раз предлагала закрыть брёвна современными отделочными материалами, но Мария Николаевна наотрез отказывается, мол, так более привычно. Сохранили Евсеевы и старую русскую печь, хотя и газ в доме есть, и вода...Но при входе в этот дом, у человека возникают ассоциации с родным, светлым и уютным детством.

Могу предположить, вполне возможно, что Мария Николаевна подсознательно хочет сохранить добрые воспоминания о далёком и добром детстве, ведь учителю важно придерживаться в работе принципа, который рекомендовал Сухомлинский: «Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком». И во время воспитания и обучения детей Мария Николаевна всегда помнила о своих детских годах и проявляла снисхождение и понимание к детям. Ведь только в крепкой связке семьи и школы можно не только воспитать и научить ребенка, но и подарить ему счастливое детство, которое будет правильной отправной точкой в будущей взрослой жизни.

Таковым жизненным принципом руководствовалась учитель-ветеран Селиховской школы Мария Николаевна Евсеева при обучении и воспитании подрастающего поколения.

12 Декабря 2021 00:00
loading...
Национальный центр Россия
Подать объявление

См. также