Пути-дорожки жизни Ивана Гулькина

Наш разговор с ветераном труда Иваном Егоровичем Гулькиным начался с поздравления главы района Сергея Сёмочкина, о котором рассказала дочь именинника Мария Ивановна Рюмина. Глава района уважает граждан пожилого возраста и практически всех старается поздравить с Днём рождения, не обращая внимания на то обстоятельство, юбилей у именинника или просто рядовая  дата рождения.

- Да, в общем-то, и ничего такого сверхсложного  Сергей Викторович не делает, но его внимание к людям пожилого возраста дорогого стоит, - говорит Мария Рюмина. - Вот и папу поздравили от имени главы района, хотя у него и не круглая дата, но, тем не менее, без внимания не оставили.

Благодарен Иван Егорович и главе Ждимирского сельского поселения Наталье Серёгиной, она тоже не забывает о пожилых гражданах своего муниципального образования.

Из Душанбе - в Ждимир

Скоро Ивану Егоровичу Гулькину исполнится 88 лет. Годы нелёгкого труда, почтенный возраст наложили свой отпечаток на его внешность. Но, вопреки всему, он хорошо выглядит, хотя приобретённые на нелёгкой работе болячки, большие натруженные руки, усталость на лице, невольно выдают очень нелегко прожитые годы. В 1990–м году Иван Егорович вместе с семьёй приехал в Ждимир из Душанбе. Тогда начинались межэтнические столкновения и была реальная угроза жизни не только членам его семьи, но и всем русскоязычным гражданам. А предысторией конфликта стали массовые армянские погромы в Баку. Несколько армянских семей, всего 39 человек, из Баку бежали к своим родственникам в Душанбе. Вскоре по городу распространились провокационные слухи, что от 2500 до 5000 армян-беженцев из Азербайджана переселены в Душанбе и им распределяются квартиры в новостройках массива «Зеравшан», в то время как в столице был острый дефицит жилья. Большинство семей  армян, приехавших в Душанбе, заявили, что не хотят стать причиной бед таджикского народа, и покинули республику. Но маховик раздора был запущен в адрес и других национальностей, проживающих на территории Таджикистана. В связи с данными событиями в зарубежной литературе отмечается цифра 25 убитых, из них 16 таджиков, пять  русских, два узбека, татарин и азербайджанец, а из числа раненых 56 процентов пострадавших и 41 процент тяжело пострадавших — этнические русские. В связи с этой провокацией никому не показалось мало, досталось представителям практически всех национальностей, проживавших в то время в Душанбе.  Опасаясь за дорогих ему людей, Иван Егорович решил сменить место жительства на более спокойную жизнь в Центральной России.

Немного о родителях и городе юности

Иван Егорович не помнит своего отца. Как ушёл он в 1941-м на войну, так и погиб, защищая свою многонациональную Родину. Служил боец Гулькин в 135-й стрелковой дивизии, которая полегла в новгородских болотах в ходе ожесточённых боёв. Там же пропал без вести и Егор Семёнович. Но до войны, в 1933-м году, он вместе с молодой красавицей женой Марией Николаевной завербовался  на строительство Комсомольска–на–Амуре. Можно сказать, что был он в числе первостроителей «города юности». До его приезда, 10 мая 1932 года,  пароходы «Коминтерн» и «Колумб» высадили на амурском берегу около тысячи строителей будущего города. Приехавшие в дикий таёжный край добровольцы жили в домах жителей села Пермского, а также в построенных на скорую руку землянках и армейских палатках. Начиная с 1933 года выросли целые барачные городки. В одном из таких бараков приютилась семья  Егора Гулькина.

А основателем города можно считать, конечно же, Иосифа Виссарионовича Сталина. Город был основан для защиты дальневосточных рубежей Советского Союза от внешних врагов. Первыми строителями  города были комсомольцы, приехавшие по своей воле из западных регионов СССР. Впоследствии в строительстве заводов и города участвовали различные категории строителей — это военнослужащие и вольнонаёмные, мобилизованные и военнопленные, спецпереселенцы и освобождённые, да и многие другие.

В 1934 году в семье Гулькиных на свет появился Иван. Но в связи с тем, что у Марии Николаевны, как и у многих строителей Комсомольска, из–за отсутствия необходимых живому человеческому организму витаминов началась цинга, да и климат не подошёл, в 1937–м семья меняет место жительства, переезжает в Оренбургскую область, в деревню Тарпановка.

Хрущёвская «оптимизация»

Родители Ивана трудились в одном из сельхозпредприятий Оренбуржья и не думали, что ещё куда-то придётся переезжать. Но Никита Хрущёв нанес непоправимый удар селу, когда начал курс на ликвидацию «неперспективных» деревень.

Вдруг тысячи советских деревень были объявлены нерентабельными, «неперспективными» и в короткий срок по такой обманной причине уничтожены. Сверху спускали указания по поиску «неперспективных» деревень. Этот процесс начался в 1958 году с Северо-Западного региона РСФСР, в соответствии с «закрытым» решением Президиума ЦК КПСС и Совмина РСФСР. А затем данная кампания затронула сельское хозяйство практически всего Советского Союза.

Попав в «черный список», село уже было обречено, так как в нем прекращалось капитальное строительство, закрывались школы, магазины, клубы, ликвидировались автобусные маршруты. Такие условия вынуждали людей сниматься с хорошо обжитых мест. Тогда же под «раздачу» попала и деревня Тарпановка. Она быстро начала  сходить на нет, люди стали срываться с насиженных мест, уезжать в более перспективные населённые пункты, города. 

В Душанбе жили родственники Гулькиных, к ним в 1961 году и отправилась семья.

- Уже давно нет на карте страны деревни Тарпановки, - говорит Иван Егорович. - Всё быльём поросло. После хрущёвской «оптимизации»  великое множество российских деревень приказало долго жить.

- Вся инфраструктура была в Тарпановке, - вспоминает Мария Ивановна Рюмина, дочь Ивана Егоровича. - Потом забрали колхозную технику, угнали скот, закрыли медпункт и школу, убрали магазин, и в течение пары десятков лет населённый пункт исчез с лица Земли. Ведь я там родилась – в Тарпановке. В 2012 году мне удалось побывать на своей малой родине, но там ничего нет, как будто никогда не было Тарпановки, также как исчезли тысячи наших российских деревень и посёлков.

Любовь 

Там, в Тапановке, пришла к Ивану Гулькину любовь. Встретил он замечательную девушку по имени Татьяна. Влюбился парень, сразу потерял голову. Девушка ответила взаимностью и вскоре образовалась новая семья. Одна за другой появились на свет дочки Лена и Маша. В то время Иван трудился механизатором в колхозе. Пахал на тракторе землю, а в страду уборочную становился комбайнёром. Трудился на комбайне «Сталинец -1». Был этот комбайн очень несовершенным, прицепным и с прицепным копнителем, но зато со своим ЗиСовским двигателем, который приводил в движение молотилку и жатку. Довольно непросто было им управлять, но парень умело обращался с машиной и она отказов в горячий сезон не давала. Был на хорошем счету в МТС. 

- В Душанбе кем довелось трудиться?

- Сначала три года линейным слесарем в «Сельэлектрострое». Но зарплата была маловата, и я уволился. Ушёл на завод «Таджиктекстильмаш», обрубщиком.

- Но это невероятно грязная и пыльная работа. Сколько же лет отработали в «литейке»? Силикозом не заболели?

- Двадцать лет. Многие довольно молодые люди выбыли из строя с затемнением лёгких, силикозом. Ведь в цехе всегда висела гарь, коричневая пыль и в средствах защиты дыхания работать было просто невозможно. Респиратора хватало минут на десять – пятнадцать, а потом дышали всей этой токсичной взвесью всю смену. Если бы я остался там работать и дальше, то меня давно уже не было бы в живых. В пятьдесят лет я ушёл на пенсию, по так называемой «горячей сетке». Нам говорили, что если мы лет до шестидесяти, максимум до семидесяти, доживём, то это будет большим счастьем для нас.  Считаю, что мне крупно повезло.

Родственники

Десять лет назад ушла в мир иной любимая жена Ивана Егоровича Татьяна Павловна. Горечь от этой утраты до сих пор щемит сердце мужчины. Но рядом с ним дорогие и близкие ему люди, дочь Мария Ивановна и зять Юрий Александрович Рюмины. Елена живёт неподалёку – в Брянске. Часто навещает отца. Четверых внуков дочери подарили отцу: Ивана, Валерия, Константина и Михаила. Всё хорошо в жизни внуков, и это радует Ивана Егоровича. Лишь с Ваней случилась беда. Служил парень в Оленегорске, перевозил радиационные отходы и вскоре за такую работу расплатился жизнью. Ничего здесь не поделаешь, был дан приказ, и его надо было выполнять. В этом случае ценой жизни молодого парня. Увы, такая доля выпала Ивану, внуку Ивана Егоровича Гулькина. 

Тихо и умиротворённо на окраине села Ждимир. В этом умиротворении сейчас и проживает Иван Егорович Гулькин. А много ли надо человеку преклонных лет? Конечно же, нет. Лишь бы были рядом родные люди, чувствовать близость и тепло их сердец, знать, что в любую минуту они всегда рядом, помогут, приготовят завтрак, скажут ласковое слово, ободрят…

11 Июня 2021 00:00
loading...
Подать объявление

См. также

Новости ВРФ