Возьмите на заметку сами и предупредите близких, особенно пожилых и подростков!
Выигрыш в лотерею
Что происходит: приходит СМС или звонок: «Вы выиграли 1 000 000 рублей (или другой большой приз)». Для получения выигрыша предлагается пройти по ссылке, написать смс или позвонить по указанному номеру.
Если вы не участвовали в лотерее, игнорируйте сообщение — это точно мошенники. Если участвовали, обязательно зайдите на официальный сайт организатора. Самостоятельно через браузер, но ни в коем случае не по ссылке из СМС: она может быть фишинговой и вести на сайт, специально созданный мошенниками для выуживания персональных данных пользователей.
Нельзя: переходить по ссылкам, отправлять СМС и перезванивать.
Если попались: если успели назвать/передать данные карты, немедленно звоните в банк и блокируйте ее. Если перешли по подозрительной ссылке и ввели логин, пароль и прочие данные, например, от аккаунта в соц. сети, срочно меняйте все на новое. Просканируйте телефон антивирусом.
Куда обращаться: сообщите о рассылке мобильному оператору. Если потеряли деньги, заявите в полицию.
Близкий человек в беде
Что происходит: мошенник звонит и представляется вашим знакомым/близким/родственником. Говорит, что телефон сел, а сам он попал в беду, как правило, задержан за серьезное преступление, и нуждается в помощи! Слышно обычно плохо, но очень похоже на правду. Чтобы «отмазаться», просят привезти деньги в определенное место или перевести на счет.
Нельзя: делать то, что просят. Достаточно связаться с тем, кто якобы задержан (или с его семьей/коллегами/друзьями), чтобы понять — с ним все в порядке.
Если попался: вернуть средства нельзя.
Куда обращаться: в полицию.
Мобильный перевод по ошибке
Что происходит: приходит СМС, что на ваш счет зачислен перевод. Вскоре звонят и объясняют, что деньги переведены по ошибке, и просят вернуть их обратно, отправив СМС на определенный номер.
Нельзя: следовать указаниям. Знайте, если случается ошибка, перевести средства по верному номеру всегда можно через сотового оператора без вашего участия.
Если попались: деньги вернуть нельзя.
Куда обращаться: сообщайте оператору сотовой связи о попытке мошенничества.
Акция от сотового оператора
Что происходит: звонит якобы представитель сотового оператора и говорит, что у вас была подключена услуга с ежедневной абонентской платой. Для ее отключения просит набрать под диктовку код или отправить сообщение на определенный номер. Как только вы это сделаете, с вашего счета спишут деньги. Обычно речь идет о трехзначных суммах.
Нельзя: продолжать разговор. Операторы не заинтересованы в отключении платных услуг! Лучше перезвонить по официальному номеру оператора или уточнить набор подключенных услуг в мобильном приложении.
Если попались: вернуть деньги практически невозможно.
Куда обращаться: в полицию.
Выманивание платежных данных на сайтах объявлений
Что происходит: при размещении объявления на специализированном интернет-ресурсе с вами на связь выходит другой пользователь и сообщает, что он готов купить ваш товар или продать то, что вы ищете. Для совершения сделки он просит продиктовать ему CVV/CVC карты или же код из СМС от банка. Объяснять необходимость, зачем ему эти данные, мошенник может по-разному: утверждать, что согласно правилам безопасности банка это необходимо для верификации вашей карты или убеждать, что без этих данных невозможно оформить доставку.
Нельзя: передавать данные.
Если попались: деньги вернуть нельзя.
Куда обращаться: в банк, чтобы заблокировать карту, в полицию. А также — в службу поддержки интернет-ресурса и только через специальную форму на оригинальном сайте: найдите ее сами! Мошенники могут присылать поддельные формы связи службы поддержки или ложные номера телефонов.
Предупреждения департамента безопасности «Авито»:
Чтобы покупка и продажа товаров на онлайн-платформах была безопасной, достаточно соблюдать несколько простых правил:
1. Никогда не передавать третьим лицам персональные платежные данные (CVV/CVC-код карты или коды из СМС от банка).
2. Не переходить по ссылкам на внешние сайты, которые присылают другие пользователи, и не вводить там свои данные.
3. Никогда не вносить предоплату за товар — ни полную, ни частичную.
4. Если на сайте, которым вы пользуетесь для продажи или покупки онлайн, есть встроенный мессенджер, нужно вести все общение с другими пользователями внутри этого мессенджера, а не по телефону или WhatsApp.