Почти полвека за рулём

Помню, что довольно давно писал о комбайнёре из колхоза «Ленинское знамя» Николае Евстигнеевиче Аленине. Так вот он со своими сыновьями Юрием и Русланом как-то подсчитали: знатный комбайнер столько уложил зерновых в валки, что если вытянуть их в одну длинную нить, то этот валок окутал бы экватор два раза. Тогда сколько же километров за 47 лет «намотал» на колёса своих автомобилей Николай Алексеевич Кузнецов? Честно сказать, даже представить трудно.

 

 

Начало

А всё началось в далёком 1957 году. Тогда в посёлке Сафоновский на свет появился мальчик, родители нарекли его Николаем. Парнишка рос смышлёным человеком и с самого раннего детства интересовался техникой. Наступила школьная пора, и Николай до восьмого класса включительно учился в Ворошиловской школе.

— Это сейчас автобусы подвозят ребят в учебное заведение, а после занятий доставляют домой. Тогда было совсем по—другому. В девятый-десятый классы я, впрочем, как и многие другие ребята, ходил или ездил на велосипеде в Знаменскую школу. Было это и в дождь, и в мороз, и жару, и в холод. Никто: ни родители, и ни тем более мы — не комплексовали по этому поводу. Всё воспринималось как должное, — рассказывает Николай Алексеевич.- И если кто—то из нас отлынивал, прогулял уроки, то спрос был довольно строгим и в школе, и дома. Во времена нашего детства было почётно стать пионером. Это звание нужно было заслужить хорошей учёбой, активным участием в жизни класса и школы, добрыми делами. Пионеры не только готовили концерты, они дружно собирали макулатуру, металлолом, соревновались, кто больше наберёт.

Дежурные по классу протирали парты, подоконники, школьную доску перед уроками, смачивали тряпку, чтоб вытирать классную доску. Иногда на уроках работала «почта»: тайком от учителя передавали записочки делового или романтического содержания.

Вот так мы взрослели под руководством наших учителей. Занимались в кружках, выступали на концертах, участвовали в спортивных соревнованиях, работали на школьном огороде. А когда подросли, то трудились и на совхозном току, и помощниками комбайнёров. Ведь тогда, после сдачи экзаменов за десятый класс, вместе с аттестатом зрелости мы получали удостоверения трактористов — машинистов. Куда всё это девалось сейчас? Категорически нельзя было убирать из школы профессиональную ориентацию. А сейчас иногда из среднего учебного заведения выходят парни, не умеющие гвоздя забить — «безрукими». Это не есть хорошо.

Во взрослую жизнь

После окончания средней школы Николай решил пойти работать в родной совхоз «Россия». Трудился трактористом, комбайнёром на СК-4. Был тогда хороший ростсельмашевский зерноуборочный комбайн. Николаю машина досталась уже довольно модернизированная, с турбированным двигателем. И молодой комбайнер по намолотам нисколько не уступал маститым мастерам уборочных дел, уверенно лидировал среди них.

После вызова в военкомат Николаю была предопределена специальность радиста, но парню она была не нужна. И он обращается за помощью к директору совхоза Николаю Игнатьевичу Кованову.

— Говорю: «Николай Игнатьевич, прошу Вас посодействовать в военкомате, чтобы мне дали другую военно — учётную специальность, хочу быть шофёром», — вспоминает Кузнецов.- И Кованов пошёл мне навстречу. Договорился с военным комиссаром, и я пошёл учиться на водителя в ДОСААФ в Орле. До сих пор я благодарен ему за эту помощь. Успешно закончил курсы и практически с тех пор, как говорится, кручу баранку.

После окончания школы ДОСААФ в 1975 году Кузнецов продолжил работу в совхозе трактористом на весенней посевной, а на уборочную — комбайнёром. Затем убирал картофель на колёсном тракторе. А вскоре освободилась машина ГАЗ-51. Кованов в который уже раз предложил сделать отсрочку от службы в армии. И вновь Николай отказался. Служить ему довелось в Североморске. На УАЗике возил командира части. На северных дорогах существуют свои сложности вождения автомобилей — это наледи на дорожном полотне, частые заносы автомобиля на скользкой дороге и реальность «улететь» с трассы куда—то в поле, а на горной дороге ещё хуже — в обрыв или пропасть. Но Николай за два года службы не создал ни одной аварийной ситуации. За что очень ценил его рабочие качества командир воинской части.

Домой!

Но сколько бы ни длился срок службы, он пришёл к концу. Николай — дембель! Какое счастье, он снова дома. Кажется, что много лет прошло, а всего—то два года. Вот и милые сердцу берёзки, утопающий в цветении садов родной Сафоновский посёлок, уму не постижимо, как всё отличается от скудноватой суровой северной растительности. «Дома! Я дома!»- пела душа. Совсем немного погулял Николай после «дембеля» и скорее на работу.

Сначала ГАЗончик, потом новенький ЗиЛок, а через некоторое время — КамАЗ. На КамАЗе Николай отработал одиннадцать лет. А в общей сложности Кузнецов в «России» отработал 23 года. Великое множество дорог исколесил на этой замечательной машине Кузнецов. В каких только городах и весях ни побывал. Ходил с грузами на Украину и Белоруссию, прибалтийские республики и Крым. Помню, как, будучи ещё фермером, возил я с Николаем Алексеевичем муку в посёлок Еленский. Тогда это было очень непросто. Ехать пришлось по лесной грязной дороге, прорубленной среди высоченных сосен. Колёса автомобиля по самые мосты скрывались в топкой, болотистой жиже, а ведь на хвосте ещё и многотонный прицеп. Но опыта Николаю не занимать и благодаря ему мы прошли этот нелёгкий путь. Только на обратном пути не смогли вписаться в крутой поворот и прицеп упёрся в дерево. Казалось бы, «всё — приехали». Но у Николая Алексеевича были с собой пила—двухручка и топор. Помню, что он мне сказал тогда: «Когда едешь в лес, обязательно бери с собой хотя бы топор, иначе можешь застрять здесь очень надолго...». Опытнейший, осторожный, думающий водитель.

Перемены

Как-то в одночасье начали рушиться сельхозпредприятия — совхозы и колхозы. Неуютно в хозяйствах стали себя чувствовать труженики. Стали задерживаться зарплаты, уходила на сторону техника, уменьшалось поголовье скота, многие становились безработными. Невесело стало жить. У руля КСП, переименованного совхоза «Россия», встал Сергей Викторович Сёмочкин. Он остановил падение сельхозпредприятия в пропасть, несколько раз беседовал с Николаем Кузнецовым о том, чтобы он остался трудиться в хозяйстве, однако мужчина не согласился. Можно сказать, что слишком не верилось ему, что КСП вновь встанет на ноги.

Тем временем в Знаменскую сельхозтехнику приходят новые пассажирские автобусы, и Николая приглашают на работу. Очень непросто было привыкать к новой работе. В сельхозпредприятии он отвечал только за себя и исправность автомобиля, здесь же градус ответственности был гораздо выше. Здесь требовалось отвечать за каждого пассажира, за каждый рейс отчитываться, постоянно содержать автобус в чистоте и порядке, а в рейсе выдавать билеты пассажирам, контролировать порядок при посадке и высадке людей, не дай Бог, кто под колёса попадёт. Но постепенно привык. Девятнадцать лет, как один день, пролетели практически незаметно.

Однако мысль о работе на комбайне никак не хотела отпускать Николая. Руководитель Сельхозтехники Александр Алексеевич Семёнов командовал ещё и фирмой «Орловское полесье».

— Алексеевич, а может я поработаю на комбайне? — спросил у Семёнова Николай.- Я хочу.

— А ты что, комбайнёр? — вопросом на вопрос ответил руководитель фирмы.

— После моего положительного ответа он мне два уборочных сезона давал отпуск, и я работал на комбайне, — рассказал Кузнецов. — На последних выпусках «Енисеев» стояли малооборотистые движки А-41. Не хватало оборотов обмолачивающего барабана, и комбайн буквально «давился» хлебной массой. Но я нашёл выход. Заменил шкивы главного контрпривода барабана на «нивские», и только тогда комбайн стал работать нормально.

По итогам работы второго сезона Николай Кузнецов получил диплом за второе место в районе в номинации «Енисей-1200». Когда на праздновании Дня работников сельского хозяйства Николаю вручали диплом, многие были несказанно удивлены, мол, как же так, работает на автобусе, а награду получает как комбайнёр?

Настоящее

Вскоре Николай Алексеевич переходит водителем в ООО «Авангард-Агро-Орёл» на ставший ему родным КамАЗ. Но годы берут своё. Усталость и некоторые болячки дают о себе знать довольно существенно. Вот уже несколько лет трудится он на машине—хозяйке — УАЗике. Собирает и подвозит на базу механизаторов, выполняет другие работы, не связанные с тяжёлым физическим трудом. Водил школьный автобус, но считает, что это не его работа. Там своя специфика...

— И всё же, что тебе дороже, Алексеевич, работа водителя или комбайнёра?

— Я так скажу, я до мозга костей водитель, а комбайны, скажем так, это моя детская увлечённость, наверное, переросшая когда—то в любовь.

— Что пожелаешь своим товарищам по работе в праздничный день работников автотранспорта?

— Пусть дорога моих уважаемых коллег будет гладкой и ровной, а на пути всегда горит зеленый свет. Пусть погода в душе будет всегда солнечной, а дома всегда ждут и встречают с любовью. Желаю, чтобы никогда не было желания остановиться, но тормоза работали всегда. А еще здоровья, благосостояния, внимания и простого человеческого счастья.

30 Октября 2022 00:00
loading...
Подать объявление

См. также

Новости ВРФ